Почитание деревьев.

Наряду с горой и молочным озером образ дерева занимает в мировоззрении алтайцев центральное место. Жизнь древнего человека напрямую зависела от его умения выживать в горной тайге и пользоваться ее дарами. Здесь человек собирал съедобные растения, охотился, рыбачил. Позднее люди стали умелыми всадниками и скотоводами. Они вышли из лесов на степные просторы Центральной Азии. Но в горах Алтая навсегда сохранился культ дерева. «Лесное» наследие алтайской культуры учит людей относиться к деревьям как к священным и могучим существам.
Как и гора, дерево выступает в роли центра мира и вертикали, связывающей подземный, земной и небесный миры воедино. Соединяя все три сферы Вселенной по вертикальной оси, мировое дерево упирается в небо своей кроной, ствол ее проходит через землю, а корни уходят в подземный мир. Мифический сюжет о мировом дереве позволяет шаманам подниматься в небесную сферу. Шаман начинает свой путь по зарубкам-ступеням, обозначенным на священной березе, под которой происходит камлание. Он поднимается до вершины березы, символически связанной с небом. Береза – самое важное дерево в мифологии и шаманской практике. Из этого дерева делается рукоятка шаманского бубна и различные ритуальные фетиши. Шаманы утверждают, сто это дерево имеет небесное происхождение и принадлежит Ульгеню.

С почтением алтайцы относятся и к тополю, который в эпосе служит символом мирной и счастливой жизни народа.
Мифическое священное дерево обеспечивает мир и покой. До тех пор пока дерево и его обитатели спокойны – на Алтае царит мир и счастливая жизнь.

Дерево не только символ благополучия и вертикальная дорога в иные миры, дерево – символ вечного возобновления жизни. «Мертвое» зимой, оно преображается с первыми теплыми днями и расцветает для новой жизни. Люди верят, что, и двойник человека покидает тело, как осенние листья крону, лишь для того, чтобы через некоторое время вернуться для новой жизни. Люди и деревья тесно связаны между собой. Когда появляется человек, предназначенный в шаманы, в мифическом мире появляется и растет его личное дерево. Может быть, такое дерево есть у всех людей. По крайне мере, у каждого рода алтайцев есть своя порода деревьев, от которой род ведет свое происхождение. К «своему дереву» представители рода относятся с большим уважением. Его никогда не рубят, а если в порубках есть острая необходимость, то приглашают человека другого рода.

Алтайцы делят деревья на две группы: светлый и темный лес. В первую группу входят береза, лиственница, тополь и осина. Во вторую – кедр, сосна, пихта, ель. Лес, с преобладанием деревьев той или иной группы, имеет существенные отличия, как по своим физическим свойствам, так и по характеру мифический особенностей, в частности, духов-хозяев. Но не все в мифических особенностях дерева зависит от его породы. Определяющее значение имеет и местопроизрастание. Оно формирует основные эстетические и культовые характеристики деревьев. Деревья, растущие у Аржанов и на перевалах, имеют особенную силу и притягательность. Сильное воздействие на человека оказывают и кряжистые кедры-великаны, растущие на огромной высоте у верхней границы леса. Когда попадаешь в заколдованный мир этих существ, обращенных к космическим просторам антеннами своей длинной хвои, понимаешь правоту сибирской пословицы: «В ельнике – трудиться, в березняке - веселиться, в кедраче – богу молиться».

Лента счастливых туристов