Миф о наказании человека

Хитрейший Эрлик вновь возвратился из места заточения подземными путями на поверхность земли. На каждом дереве плодовитом он к находящимся плодам прибавил наполовину своих таких же плодов, сказав: «Кто мои ягоды будет, есть, тот меня будет, есть, и я буду входить в того человека». Многие съели эти плоды. Майдере собрал этих людей и изрек: «Все дела ваши отныне пусть будут для вас трудными. Внутренности ваши пусть будут чахоточны. От вас происходящие дети пусть будут воры, плуты, лжецы и злоумышленники. Пусть живут они на земле подначальственной и терпят наказания. Пусть Бог милостиво и не взирает на вас, а так как на виновных. Все члены ваши пусть узнают болезни, пища ваша пусть будет не в сытость и здоровье, а одежда - не в красоту вам».
Потом Майдере сказал женам этих людей: «При рождении детей три сильные болезни пусть схватят вас: в печени вашей пусть приключается чахотка; в легких и сердце пусть вселяется боль с кашлем; если внутренности ваши прорвутся, то умрите, если же не изорвутся, то родите, но сильнее всех болей пусть будет это деторождение».
Изрекши эти проклятия виновным, Майдере выгнал их в другую землю. Землю знойную, где нет ни деревьев, ни камней и никакой тени. 6 этой земле Ульгень показал людям все травы и плоды, годные к употреблению, сказав: «Пробуйте и ешьте, что вам нравится». Отведав всякие растения, травы и плоды люди нашли, что все они питательны. В продолжение лета, пока люди питались свежими плодами и растениями, они были свежи и здоровы. Когда же осенью трава стала засыхать, то и люди стали сохнуть. Так что первую зиму едва живые остались. На другой год, люди, наученные горьким опытом, стали готовить к зиме свежие плоды и зелень. Когда настала зима, к этим запасам пришли разные животные. Люди, видя, что запасы их скоро истребятся, стали отгонять животных и начали бить их палками. Обиженные звери и скоты, пригласив птиц и рыб, принесли жалобу на людей Ульгеню. Ульгень, чтобы рассудить животных с человеком, собрал всех и, выслушав жалобу и объяснения, сказал: «Рыбы и птицы пусть едят, что им угодно. Вы животные, ешьте траву. А ты, человек, ешь семенной хлеб и мясо животных. Что потребно для животных, то не бери, а что потребно человеку, вы не берите. Ты, человек, убивай их, снимай с них кожи и одевайся ими, а мясо вари и ешь». По этому суду животные с боязнью отдалились от человека и стали враждовать против него.
Пока люди питались травой и плодами, они не имели нужды в огне и не знали его. После определения человеку иной пиши, Ульгень достал рукою с неба два камня, белый и черный, взял лист сухой травы и измял его в ладонях. Потом, положив траву на один камень, ударил другим. Вылетели искры, и трава загорелась. Таким образом, Ульгень развел первый огонь.
Вскоре люди и животные весьма размножились, а смерти еще не знали. Если бы и далее оставалось так, то стало бы тесно на земле. Поэтому Яра-Чечень, слуга Ульгеня, был послан от него к людям, чтобы объявить им определение о конце жизни. Яра-Чечень, пришедши к людям, вошел в одну избу. Там было много девиц. Лишь он вошел, все захохотали, потому что вид его был чрезвычайно смешной. Тогда Яра-Чечень, осердясь, сказал: «Меня Ульгень послал для того, чтобы всем назначить предел жизни, а вы насмехаетесь надо мной, за это я вас наказываю». С того времени ум и сердце девичье изменились: они стали выходить замуж и отходить от родителей. А прежде все жили вместе и плодились, как животные, не разбирая никакого родства и не зная законов супружества.
Яра-Чечень рассудил, что если люди не увидят умирающего, то не будут знать, как умирать. Он счел нужным показать им смерть на опыте. Взял саблю и, ударив человека по шее, отсек ему голову. Но человек еще не умер и ходил на ногах. Тогда отсек ему обе ноги, - человек поймался руками за землю. Наконец, отсек ему обе руки. И тогда человек умер. До этого опыта между людьми не было ни раздора, ни драк, а после они стали иметь между собой злобу, вражду и убийства.
Узнав, что человек стал смертен, Эрлик сказал Ульгеню: «Ты меня и моих слуг свергнул с неба на землю. Они пали на разные места: на утесы, горы, воды, зверей, скот, лес, железо, поля и прочее. Теперь и с земли меня низвергнул с ними. Но им памятны те места на земле, на которые они упали с неба. Они их стали. Ты же сам на эти места низвергнул моих слуг. Поэтому я буду посылать их, этих своих йэткерей (духи, производящие напасти) на землю. И они будут делать вред на этих местах, и теснить людей на смерть. И каждый йэткер, зная место, на которое упал с неба, будет на нем управляться с людьми по-своему, как хозяин места. Будет доводить людей до смерти и умерших таскать ко мне». Йэткеры, делая вред людям на каждом месте, стараются ускорить смерть, а Тыналгыш-Алдачи (ангел смерти), слуга Эрлика, извлекает души из умерших... 

Лента счастливых туристов